Велосипед – не роскошь, а очень удобный личный транспорт, персональный спортивный снаряд, средство передвижения для активного отдыха, источник удовольствия. Хотите купить байк и присоединиться к касте счастливчиков, которые ездят на работу без давки и пробок, но не можете определиться с выбором? Давайте поговорим о том, сколько может стоить велосипед, от чего зависит цена, какой нужен новичку, какой подойдет профи.
Купить подходящий велосипед действительно непросто. Не из-за маленького ассортимента и отсутствия хороших моделей, а, наоборот, из-за огромного выбора, множества модификаций, большого разброса цен. Неправильно подобранный байк может разочаровать и серьезно испортить жизнь. За что стоит платить, а за что не имеет смысла? Какая цена велосипеда для города, а какая – для воскресных уик-эндов, велотуров, трейла и даунхилла?
Сколько стоит велосипед?
Чтобы дать ответ на этот вопрос, нужно знать:
- предназначение байка: для подростка, девушки, парня, женщины, мужчины;
- тип дороги, по которой планируется ездить: асфальтированные городские велодорожки, тропинки за городом, бездорожье в лесу, в горах;
- регулярность, интенсивность использования двухколесного транспорта;
- вес ездока (существуют велосипеды специально для тучных спортсменов, дешевые модели быстро «загибаются» под такими людьми);
- уровень спортсмена: любитель, начинающий гонщик, профи.
Стоимость любого товара зависит от модели, материалов изготовления, механизмов, комплектации, аксессуаров, декора. Из-за какой-нибудь «мелочи», например, шатуна или цепи, цена может снизиться или увеличиться чуть ли не в половину. Но если опытные любители экстремальной езды обычно и сами неплохо разбираются во всех тонкостях, то как начинающему велосипедисту понять, на что обращать внимание? Разберем каждый пункт, чтобы узнать, сколько должен стоить велосипед.

Рама
Это самый «весомый» параметр, причем не только в отношении массы, но и цены.
Разнообразие невелико:
- Сталь – дешевый, довольно прочный, долговечный, но тяжелый материал. Производители используют различные легированные и низколегированные стали (их же применяют в автомобильной промышленности). Если мы посмотрим цены на велосипеды из Hi-Ten, то увидим, что они значительно дешевле, чем из Cro-Mo. Но по прочности и жесткости углеродистая сталь уступает хром-молибденовой.
- Алюминиевые сплавы – легкие, довольно неплохие по качеству, но недолговечные рамы (материал не поглощает вибрации, поэтому срок его службы не превышает 10–15 лет). Ответ на вопрос, сколько должен стоит хороший велосипед с «алюминиевой» рамой, будет зависеть от стоимости других компонентов сплава, так как используется не чистый алюминий (он слишком мягкий). У именитых брендов часто запатентованная технология очень качественной сварки алюминия. Там целые лаборатории работают над тем, чтобы сделать эти рамы прочными и легкими одновременно. А вот у дешевых марок возникают проблемы.
- Карбон, титан – «пришельцы» из космической промышленности. Качественные, прочные и долговечные рамы, заслуживающие высшей похвалы, но очень дорогие.
Подвеска
Существует множество вариантов подвески, причем почти все достойные бренды успели разработать свою собственную фирменную. Производители стараются соблюсти идеальный баланс между амортизацией, управляемостью, прочностью. Сколько же стоят велосипеды с разным типом подвески и какой выбрать?

- Одноподвес (хардтейл) – устанавливается на горные велосипеды. Недорогой и не самый комфортный вариант для езды по неровностям, так как ощущается каждая кочка. Для асфальтированного шоссе вполне подходит. Зато такой велосипед выигрывает в скорости, имеет хороший накат. Собственно, он и не предназначен для езды по гальке и корням деревьев. Для города отличный вариант.
- Двухподвес – имеет вилки на переднем и заднем колесах. Лучше амортизирует, гасит вибрации, более маневренный, устойчивый, имеет хорошую сцепку с поверхностью дороги, легче преодолевает препятствия. Стоит дороже, сложнее в ремонте. Если не собираетесь гонять по горам и лесам, то покупать двухподвес не стоит. Велосипед будет тяжелее, у него будет хуже накат. Отдельного разговора заслуживает тема бюджетных двухподвесов. Такая подвеска недолговечна. У нее множество критических точек, на которых не стоило бы экономить, но производитель пошел на этот шаг, снизив качество амортизаторов, шарниров, втулок.
Тормоза
Основные типы:
- Ободные. Дешевые тормоза с незамысловатой конструкцией с приводными рычагами на руле и тросиком к колесу. Мало весят, хорошо тормозят, поддаются ремонту, весь ремкомплект можно приобрести в любом специализированном магазине. Но на колесе с «восьмерками» сразу возникают проблемы, а по лужам и в дождь ездить с ободными тормозами проблематично. Если глина, вода, масло, попадет под обод, то тормоза станут работать хуже или вообще откажут.
- Дисковые. Более прогрессивные, работают по аналогии с автомобильными тормозными колодками. Не перегревают, не истирают обод, работают при любых условиях даже на деформированных колесах, служат дольше. Они дороже, сложнее, многие невозможно ни отремонтировать самостоятельно, ни «перекинуть» с другого байка.
«Ашанбайки»
Это примерно как рыночные кроссовки Nice и спортивные костюмы Abibas. Свое название эти дешевые «китайцы» с неизвестной «родословной» получили за принадлежность к категории супермаркетовского ширпотреба. В большинстве случаев это байк низкого качества из самых дешевых материалов, но на вид вполне солидный, внушительный.
Есть среди них и относительно нормальные модели (с учетом стоимости) для начинающих велосипедистов. Правда, после покупки такой байк лучше проапгрейдить: заменить подвеску, тросики, тормоза.
Но существуют также «VIP-ашанбайки» с крутыми, на первый взгляд, рамами и подвесками. Вот их покупать точно не стоит. Разница будет только в дизайне. А, например, навороченная задняя перекидка (переключатель) не будет выполнять своих функций, потому что остальное навесное оборудование ей не соответствует, запчастей на нее вообще не существует.
Если на вопрос, сколько стоит отличный велосипед, продавец называет вам цену, сравнимую со стоимостью тележки на колесиках, знайте, что перед вами «ашанбайк». Он точно не предназначен для людей весом более 80 килограмм, да и более легкому ездоку может преподнести массу неприятных сюрпризов.
Подведем итоги
Как видим стоимость велосипеда будет зависеть от множества факторов. Мы не пропагандируем «брендоманию», но в случае с байками действительно лучше доверять известным фирмам. Они не хотят разочаровать начинающего велосипедиста, поэтому даже за 17–25 тысяч рублей (столько же стоит «ашанбайк») предлагают простенькие модели вполне достойного качества.
Брендовые модели по 30–50 тысяч рублей тоже не особо напичканы «прибамбасами», но гарантированно надежны, удобны, долговечны, имеют хорошо выверенную геометрию, зачастую изготовлены с использованием фирменных технологий.
Дорогие брендовые марки и модели, цена которых измеряется в сотнях тысячах рублей, действительно нужны профи. Ведь в гонках часто все решают сотые доли секунд. А такой велосипед точно не подведет, не заставит сойти с дистанции раньше времени.